Дистрибутор сетевого
и телекоммуникационного оборудования
Наш телефон:
+7 495 789-65-65

IP-телефония меняет содержание

13 августа 2002 г.
Алексей Полунин

     Минуло чуть более трех лет с тех пор, как 1 июня 1999 года IP-телефония, стыдливо прикрытая фиговым листком с надписью «Телематическая служба обмена речевой информацией в режиме реального времени по сетям пакетной передачи данных», вышла на российский рынок дальней связи. За столь непродолжительное время «падчерице» традиционной телефонной связи удалось добиться немалых успехов.

     Рыночные перспективы

     К сегодняшнему дню число лицензий, которые были выданы компаниям, намеревающимся предоставлять услуги IP-телефонии индивидуальным и корпоративным клиентам, перевалило далеко за тысячу. По ряду оценок, на долю всех видов пакетной телефонии (VoIP, VoFR, VoATM и др.) приходится от 30 до 90% международного и от 2 до 10% междугородного голосового трафика. Значительные расхождения в оценках связаны с неудовлетворительным анализом в данном секторе отечественного телекоммуникационного рынка. Меньшие из приведенных цифр, как правило, называют государственные чиновники, а максимальными значениями оперируют провайдеры услуг.

     Тем не менее в отношении традиционных монополистов к IP-телефонии наметился положительный сдвиг. Крупные отечественные операторы, такие как ОАО «Ростелеком» или региональные ОАО «Электросвязь», довольно активно развертывают пакетные сети, предназначенные для передачи голосового трафика. Несомненно, они стараются использовать свои естественные преимущества, определяемые наличием разветвленной транспортной инфраструктуры, и ликвидировать временную фору, которую получили альтернативные операторы.

     Нередко для продвижения нового сервиса признанные операторы создают дочерние структуры, занимающиеся непосредственным предоставлением услуг связи. То, что гиганты российской телекоммуникационной отрасли повернулись лицом к рынку IP-телефонии, заставляет компании Tario, RGC, «МТУ-информ» и OSS, стоявшие у истоков операторской IP-телефонии, усиленно искать новые формы ведения бизнеса. Вполне вероятным решением проблемы конкуренции для них станет интеграция с мелкими операторскими фирмами, работающими в отдельных вертикальных сегментах.

     Зачастую обладателями лицензий на телематические услуги, связанные с передачей голоса, становятся небольшие компании, которые ориентированы на предоставление сервиса узкому кругу клиентов. Они считают своей главной целью работу в корпоративном секторе и рассматривают IP-телефонию как дополнительное и весьма привлекательное для пользователей предложение. Это направление провайдерской деятельности может стать мощным катализатором дальнейшего проникновения IP-телефонии на рынок связи.

     Провайдеры услуг, действующие в корпоративном сегменте IP-телефонии, зачастую сами становятся клиентами крупных операторов. Этот вариант развития бизнеса гораздо менее хлопотный, чем организация прямых подключений к городским, междугородным и международным телефонным сетям. Небольшой провайдер не только освобождается от массы утомительных и неоправданно сложных процедур согласований (их «берет на себя» вышестоящий оператор), но и получает возможность маневра — благодаря одновременному подключению к нескольким крупным сетям.

     В свою очередь, развитие бизнеса небольших компаний приводит к снижению остроты проблемы «последней мили», которая изначально считается главной «болевой точкой» связной отрасли. Традиционные операторы телефонной связи выдвигают по отношению к «альтернативщикам» вполне резонные претензии. Их суть сводится к тому, что провайдеры IP-телефонии, не вложившие ни копейки в создание инфраструктуры связи, получали значительную долю доходов от продажи высокорентабельных услуг дальней связи. При этом для доступа к узлу связи альтернативного оператора клиент использует ресурсы местной телефонной сети, которая создавалась и модернизируется за счет перекрестного субсидирования. Традиционные операторы дальней связи вынуждены перечислять значительную часть своей выручки на покрытие расходов городских сетей, и такая «неустранимая» составляющая тарифов делает их предложения неконкурентоспособными — по сравнению с расценками коммерческих провайдеров IP-телефонии.

     Решение этой и целого ряда других проблем, свойственных нынешним внутриотраслевым взаимоотношениям, ожидается в рамках нового закона «О связи».


Полную версию статьи можно прочитать в журнале Сети, #15/2002.