Дистрибутор сетевого
и телекоммуникационного оборудования
Наш телефон:
+7 495 789-65-65

Свобода голоса

23 июля 2002 г.
Георгий Башилов

    При подготовке статей и сборе фактографии для темы номера в офисе одной компании, всерьез занимающейся корпоративной IP-телефонией, состоялся прелюбопытный разговор. Сомнению — вот так вот, просто — подверглась принципиальная возможность IP-телефонии в открытых сетях. Мол, единственное, что можно услышать — это неразборчивое бульканье, и все. А коммерческая услуга якобы возможна только в закрытых корпоративных сетях, где реализованы QoS, приоритизация трафика, выделенные каналы и т. д.

    Мои попытки объяснить, что я сам на протяжении некоторого времени использую IP-телефонию как решение проблемы дефицита номерной емкости (позволяющее при наличии постоянного подключения к Интернету перевести практически весь исходящий городской телефонный трафик на IP, оставив дефицитную и дорогую номерную емкость для приема входящих телефонных звонков) были, по сути, безуспешны: этого не может быть – и всё.

    Разговор довольно странный: столь жесткое деление на "корпоративную" и "публичную" телефонию может, отчасти, погубить и саму идею – ведь одним из постоянно муссируемых преимуществ IP-телефонии является простота и изящность реализации постоянного телефонного номера, путешествующего с абонентом всюду, был бы доступен Интернет. Подключившись, можно тотчас получить выходы и в офисную телефонную сеть, и в корпоративную сеть передачи данных, и перенаправить входящие звонки и почту в новую "точку присутствия" абонента. Точно так же, широкое распространение беспроводных публичных точек доступа – "хот-спотов" становится сейчас одной из существенных причин успеха корпоративных беспроводных локальных сетей Radio-Ethernet, по крайней мере на Западе.

    Разговор тем более странный, что примерно в то же время в офисе компании "Тарио" мне довелось участвовать совсем в другой беседе на ту же тему. Речь шла о том, как российские сети IP-телефонных операторов переходили с выделенных каналов на открытые интернетовские каналы, об экономике этого процесса и последствиях – и для операторов, и для абонентов. Для "Тарио" этот переход начался в 1999 году, и экономика его была довольно проста: выделенная линия на 64 Кбит/с, соединявшая до этого офис регионального IP-телефонного оператора с центром IP-телефонной сети (по сути, получался некий аналог региональной корпоративной сети) и позволявшая при цене полторы – две тысячи долларов в месяц передавать максимум восемь параллельных телефонных разговоров, заменялась – за заметно меньшие деньги — на постоянный канал в Интернет с заметно большей пропускной способностью. Что удивительно, при этом оказывались довольны и абоненты: бo’льшая скорость канала позволяла использовать более качественные (и более требовательные к полосе пропускания) кодеки, а меньшая стоимость подключения – снижать тарифы и, таким образом, соблюдать или даже превысить баланс интересов. Другим следствием этого перехода стала возросшая популярность в этой сети двух кодеков, G.711 и GSM, как показал опыт, наиболее устойчивых (из поддерживаемых) к потерям пакетов.


Полную версию статья можно прочитать в печатном издании Инфо-Бизнес №26 (212).