Дистрибутор сетевого
и телекоммуникационного оборудования
Наш телефон:
+7 495 789-65-65

Полигон для новых услуг

18 апреля 2004 г.

Александра Крылова

    Вопросы создания и выведения на рынок дополнительных доходных услуг в сетях SS7 (ОКС № 7) всегда находились в фокусе внимания руководителей и специалистов отрасли. Эти проблемы стали предметом обсуждения на первой международной конференции «Реализация новых услуг в сетях SS7. Технологии, решения, обмен опытом», которая прошла в Виноградово. Организатор – компания CompTek, участники – 117 специалистов из 16 городов России и государств СНГ, предоставших различные сектора телекоммуникационного рынка: операторы мобильной и фиксированной связи, контент-провайдеры, а также разаработчики ПО.

    Программа включала в себя доклады, посвященные не только сугубо технологическим, но и бизнес-аспектам задачи.

    Значительное место в "технологической" части форума занимали доклады представителей корпорации Intel. Это и понятно: сигнальные модули и платы Intel для подключения к сетям SS7 в течение многих лет используются для организации дополнительных услуг более чем в 50 странах мира, включая Россию, на территории которой единственным официальным дистрибьютором этого оборудования является CompTek. Один из наиболее эффективных и востребованных сервисов на платформе Intel – Colour Ring Back Tone, персонализированная услуга, позволяющая абоненту перенастраивать тоновые сигналы телефона (банальные гудки заменяются птичьим пением или музыкальными фрагментами). Только в Корее на этот сервис подписалось за год порядка 6 млн человек. Помимо оборудования Intel для построения масштабируемых сервисных платформ операторского класса – CompactPCI, AdvancedTCA, SIGRAN и т.д., были представлены компоненты для обработки голосовых сообщений в сетях нового поколения, уже выпускаемые корпорацией и находящиеся в разработке.

    М. Зобнина (J’son & Partners) представила результаты специального исследования российского рынка мобильного контента, проведенного компанией. Доля контента выросла с 10% в 2002 г. до 30% к началу 2004 г. Однако, несмотря на его неуклонный рост (в 2004 г. мобильный контент должен увеличиться в полтора раза), объем этого рынка в России невелик – от $90 млн до $100 млн. Сегодня в стране насчитывается порядка 50 контент-провайдеров. Ожидается, что к концу года их количество приблизится к 120 и представлять они будут не только Москву, С.-Петербург и Новосибирск, но и другие регионы России.

    Что тормозит развитие? Недостаточно тесная кооперация между операторами и контент-провайдерами, невысокая маркетинговая активность последних, низкая плотность игроков на рынке, а также непрозрачность операторов для контент-провайдеров. Исследование выявило тенденцию к снижению доли голосовых услуг и росту доли SMS, WAP.

    По тематике SMS было представлено несколько докладов: об опыте построения и эксплуатации SMS-портала (компания "МТС-Татарстан"), об особенностях взаимодействия SMS/USSD-платформы с сервисными приложениями ("Восточный ветер"), о специфике организации VAS-сервисов на базе SMS-транспорта ("Даль Телеком Интернэшнл").

    Конференция показала, что в России есть традиционные операторы сумевшие в 2003 г. компенсировать отток части трафика к альтернативным операторам за счет предоставления населению информационных услуг. Первые такие сервисы на платформе Intel Dialogic были внедрены в 1998 г. на Кемеровской ГТС, и уже к концу года общее количество звонков за сутки превысило 10 тыс. Сегодня 200 тыс. ее абонентов пользуются десятками информационных услуг по детально разработанным речевым сценариям. По телефону можно узнать расписание движения любого вида транспорта, прогноз погоды и многое другое. При этом сама услуга для абонента бесплатна, он оплачивает только минуту разговора (в Кемерово введена повременка).

    В роли контент-провайдеров многих информационных услуг выступают службы города: городской центр профилактики, бюро трудоустройства, налоговая полиция и т.д. А традиционный оператор, выполняя функцию информационного интегратора, превратился в новое средство массовой информации - персонифицированное и интерактивное. По мнению А.В. Кудрявцева (Кемеровская ГТС), оператор фиксированной связи, обладая сетью с большей пропускной способностью, должен проводить политику открытых дверей для сотовых операторов, замкнуть их трафик на себя и наладить диалог абонентов с компьютером. Руководство Кемеровской ГТС ставит задачу за ближайшие два года увеличить долю доходов от информационных услуг до 30%, а "Сибирьтелеком" рассматривает этот проект как пилотный и планирует распространить его на все регионы.

    Как работают сценарии голосовых услуг, рассказал И. Чиж (CompTek). Общение с системами, обеспечивающими распознавание русской речи, гораздо более удобно для абонентов, чем использование голосового меню в тональном наборе, а операторам это позволяет настроить колоссальное количество доходных дополнительных услуг.

    Стремление участников продолжить дискуссии после завершения конференции красноречиво говорит о том, что главная задача форума выполнена - тесное общение операторов с контент-провайдерами позволило и тем и другим открыть для себя новые возможности для оптимизации бизнес-процессов.


Источник: ИнформКурьерСвязь №5 май 2004.